DT 7
ДЭЙРИ СТРИМ
до трансляции
онлайн
Мир 11.06.2026

Изменение выбора потребителей продуктов питания может помочь сократить выбросы парниковых газов

Источник: birmingham.ac.uk
EN RU
Новое исследование показало, что выбросы парниковых газов, вызывающих глобальное потепление, связанные с глобальными цепочками поставок продуктов питания, могут сократиться на 17%, если люди перейдут на более растительную диету.

Исследователи считают, что 56,9% населения Земли, которые в настоящее время потребляют слишком много пищи, могли бы сократить 32,4% глобальных пищевых выбросов, если бы перешли на диету, предложенную комиссией EAT-Lancet.

Международная группа исследователей, опубликовавшая свои выводы в журнале Nature Climate Change, отмечает, что переход на рацион, полезный для планеты, сбалансирует увеличение глобальных пищевых выбросов на 15,4% из-за того, что в настоящее время недоедающие группы населения (43,1% мирового населения) переходят на более здоровую пищу.

В рамках стран группы потребителей с более высокими доходами, как правило, производят больше выбросов из-за рациона питания с высоким содержанием красного мяса и молочных продуктов. Это исследование показывает, что в богатых странах рацион питания приводит к высоким выбросам, но при этом наблюдается относительно низкий уровень неравенства, в то время как во многих бедных странах рацион питания приводит к меньшим выбросам, но при этом наблюдается более высокий уровень неравенства.

Автор исследования, доктор Юлий Шан из Бирмингемского университета, прокомментировал: «По сравнению с продуктами растительного происхождения, продукты животного происхождения обладают большим потенциалом для сокращения выбросов.

«Нам следует стремиться к сокращению чрезмерного потребления продуктов, вызывающих выбросы, в богатых странах, таких как говядина в Австралии и США, особенно среди состоятельных потребителей, которые потребляют слишком много, что помогло бы добиться значительных улучшений в области здравоохранения и климата».

Исследователи утверждают, что введение стимулов, таких как плата за выбросы углерода, экологическая маркировка и расширение доступности менее энергозатратных продуктов, таких как вегетарианские блюда, может побудить потребителей изменить свой рацион.

Хорошо продуманная пищевая среда может изменить рацион питания жителей, а параллельное развитие городского планирования и инфраструктуры может помочь сократить временные и финансовые барьеры, мешающие людям переходить на более здоровое питание.

Однако эксперты отмечают, что в таких странах, как Монголия, где из-за традиционного кочевого образа жизни в рационе преобладают красное мясо и молочные продукты, изменение рациона может быть невозможным, но необходимо повышать уровень осведомлённости населения о правильном питании.

Автор исследования, профессор Клаус Хубачек из Гронингенского университета, заявил: «Страны с низким уровнем дохода сталкиваются с более серьёзными трудностями при переходе на более здоровую диету. Более 1,5 миллиарда человек с низким уровнем дохода во всём мире не могут позволить себе здоровую для планеты диету.

«Изменение рациона питания требует увеличения потребления продуктов питания, но в странах Африки к югу от Сахары, а также в Южной и Юго-Восточной Азии на протяжении десятилетий наблюдается стагнация эффективности сельскохозяйственного производства, и они не могут производить или импортировать необходимое количество продуктов питания.

«Эффективность сельского хозяйства должна повышаться за счёт различных мер, таких как методы обработки почвы и посевов, а также внедрение высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур. Но доля продуктов, богатых питательными веществами, в импорте продовольствия должна увеличиваться наряду с сокращением ограничительной торговой политики, которая приводит к росту цен на продовольствие».

Исследователи отмечают, что малоимущие слои населения часто выбирают более дешёвые и калорийные продукты с меньшим количеством питательных веществ. Высокая стоимость и низкая доступность остаются основными препятствиями для перехода этих людей на более здоровую диету. Это означает, что усилия политиков должны быть направлены на то, чтобы сделать продукты питания более доступными по цене, особенно для малоимущих групп населения.

В исследовании оценивается неравномерное распределение выбросов, связанных с питанием (включая выбросы, связанные с землепользованием и за пределами сельскохозяйственных угодий), от 140 продуктов питания в 139 странах или регионах, охватывающих 95% населения мира. Исследование выявляет степень неравенства в распределении выбросов, связанных с питанием, в разных странах на основе подробных данных о расходах.

Первый автор, Янсянь Ли, аспирант Гронингенского университета, добавил: «Цель сценария изменения рациона питания — оценить потенциальные последствия сокращения выбросов в пищевой системе в результате изменения потребительского выбора вместо того, чтобы заставлять всех придерживаться одной и той же диеты».

Если следовать пути от мяса к растениям, то состав мирового производства продуктов питания должен значительно измениться, чтобы адаптироваться к существенным изменениям в спросе.

Для изменения рациона питания необходимо, чтобы мировое потребление красного мяса (в пересчёте на калории) сократилось на 81%, всех сахаров — на 72%, клубней — на 76%, зерновых — на 50%, в то время как потребление бобовых и орехов увеличится на 438%, растительных масел — на 62%, а овощей и фруктов — на 28%

Изменение спроса на продукты питания может привести к колебаниям цен на сельскохозяйственную продукцию и землю на мировых рынках, вызывая побочные эффекты в других категориях продуктов питания или в других отраслях, не связанных с производством продуктов питания, например, стимулируя производство биотоплива и частично нивелируя преимущества изменений в рационе питания.





05.06.2026
В России назрела необходимость ввести на официальном уровне рекомендации по питанию. Об этом шла речь на сессии в рамках ПМЭФ-2026 «Особенности национального питания: здоровьесбережение как основа суверенитета».Участники ПМЭФ считают, что если запугать потребителя сладким и жирным, он быстро начнет худеть


Читать полностью
Загрузка...