Кисломолочные продукты и их влияние на иммунитет ребенка
Сквашивание молочных продуктов и обогащение их полезными микроорганизмами приводит к тому, что они приобретают новые положительные свойства. Специалисты рекомендуют применение кисломолочных продуктов с раннего возраста, начиная с 8 месяцев. Дело в том, что состав кишечной микрофлоры ребенка постоянно меняется, и во многом определяется питанием.
При чем тут кишечник
«Кишечник человека населяют миллиарды микроорганизмов, которые участвуют в самых разных жизненно важных процессах: от пищеварения до синтеза витаминов», — говорит врач-гастроэнтеролог, профессор кафедры госпитальной педиатрии №2 РНИМУ им. Н.И. Пирогова Сергей Бельмер. Он объясняет, что микробиота кишечника напрямую связана с иммунной системой: она регулирует иммунный ответ, а сама иммунная система, в свою очередь, может регулировать состав и разнообразие микрофлоры. Давно установлено, что ее состав естественным образом определяет и ее защитные свойства. В научной среде интерес к кишечной микробиоте за последние десятилетия вырос настолько, что ученые сегодня называют ее «новым органом» человека, подчеркивая её важность и значение в организме.
Микробиота и питание
Первые микроорганизмы появляются в кишечнике ребенка еще внутриутробно, а после рождения количество их многократно нарастает. Состав микрофлоры постоянно меняется и на него существенное воздействие оказывает питание, поэтому крайне важно, чтобы ребенок получал с питанием пре- и пробиотики. В первые месяцы жизни все вещества, необходимые для формирования микрофлоры ребенок получает с грудным молоком или детскими молочными смесями, которые порекомендовал специалист, если ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании. Позднее эту роль берут на себя продукты прикорма, в том числе кисломолочные. Для обеспечения здорового состояния микробиоты детей, указывает Сергей Бельмер, жизненно важно включение в питание пробиотиков и пребиотиков. Разница между ними проста. Пробиотики — это микроорганизмы, которые поступая в кишечник обеспечивают нормальное функционирование «полезных» бактерий. А пребиотики — это то, чем питается существующая микрофлора.
Как кисломолочка влияет на иммунитет
Полезные свойства кисломолочных продуктов обусловлены бактериями, которые входят в состав закваски или дополнительно вводятся в готовый продукт. Сегодня в условиях промышленного производства продуктов детского питания создаются инновационные продукты, которые включают пре-, пробиотики, витамины, минеральные вещества и другие полезные компоненты. По результатам клинического исследования, результаты которого были опубликованы в журнале «Медицинский совет» в 2019 году отмечено, что регулярное употребление питьевых йогуртов «ФрутоНяня» детьми старше 8 месяцев, выздоравливающих после острого респираторного заболевания, по поводу которого назначалась антибактериальная терапия, способствовало нормализации состава кишечной микробиоты после приема антибиотиков, а также укреплению иммунитета за счет стимуляции синтеза защитных факторов – секреторного иммуноглобулина А и лизоцима. Детские йогурты «ФрутоНяня» обогащены пробиотической культурой BB-12™ и пребиотиками. Натуральные пюре из фруктов и ягод в составе йогуртов помогает познакомить маленького гурмана с новыми для него вкусами и разнообразить рацион.
Рекомендации специалистов
Важность кисломолочных продуктов в питании признают ученые во всем мире. Небольшая иллюстрация: после того, как в Китае стартовала эпидемия короновирусной инфекции, правительство страны выпустило рекомендации увеличить потребление кисломолочных продуктов — как среди взрослых, так и детей. Детям в возрасте 2-5 лет, согласно этим рекомендациям, следовало ежедневно употреблять 350-500 граммов кисломолочных продуктов. В России объем и сроки введения в питание кисломолочных продуктов для совсем маленьких детей описывает «Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни». Согласно этому документу, неадаптированные питьевые кисломолочные продукты рекомендуют вводить в питание с 8 месяцев в объеме 200 мл в день, а творог — не более 10-50 граммов. При этом в национальной программе подчеркивается, что кисломолочные продукты должны употребляться детьми ежедневно. Чем старше ребенок, тем больше кисломолочных продуктов он может съедать: например, ребенок раннего возраста старше года ежедневно должен получать около 450 г молочных и кисломолочных продуктов, включая творог, сметану и сыр.
Как не навредить
Стоит помнить, что в питании наиболее важны два фактора: безопасность питания и сбалансированность. Домашние молочные и кисломолочные продукты невозможно проконтролировать на безопасность. Только промышленные специально созданные для детей кисломолочные продукты гарантируют наличие определенного количества и качества пре- и пробиотиков в их составе.
[1] Komarova О.N., Khavkin A.I. Influence of functional ingredients of baby food on immunity. Meditsinskiy sovet = Medical Council. 2019;(17):37-44. (In Russ.) https://doi.org/10.21518/2079-701X-2019-17-37-44
[2] Текст исследования опубликован на FoodNavigator-Asia.com https://www.foodnavigator-asia.com/Article/2020/03/17/Fight-COVID-19-with-dairy-China-industry-associations-issue-consumption-guidelines-to-build-immune-resistance
[3] Согласно программе оптимизации вскармливания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в РФ.
Цитаты дня



