DT 7
ДЭЙРИ СТРИМ
до трансляции
онлайн
Россия 24.03.2010

Обогащение молока селеном - технология будущего

Источник: ИА DairyNews
EN RU
Предположение о взаимосвязи питания и здоровья возникло несколько тысяч лет назад. Еще Гиппократ говорил о том, что пища должна стать лекарством. В последнее десятилетие эта идея получает все больше и больше подтверждений, основанных как на эпидемиологических, так и на клинических исследованиях, проведенных в различных странах Западной Европы и в США.
Петр Сурай,
Научно-исследовательский центр по птицеводству,
Шотландский сельскохозяйственный колледж

Предположение о взаимосвязи питания и здоровья возникло несколько тысяч лет назад. Еще Гиппократ говорил о том, что пища должна стать лекарством. В последнее десятилетие эта идея получает все больше и больше подтверждений, основанных как на эпидемиологических, так и на клинических исследованиях, проведенных в различных странах Западной Европы и в США.

Важная роль при этом отводится природным антиоксидантам — веществам, участвующим в нейтрализации так называемых свободных радикалов, агрессивных молекул, разрушающих здоровые клетки организма. Доказано, что большинство заболеваний человека и животных на разных стадиях их развития связаны со свободными радикалами, избыточное образование которых происходит по целому ряду причин. Это и плохая экология, и стрессы, и высокие нагрузки на работе. и неправильное питание. Свободные радикалы вызывают сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и даже преждевременное старение.

Наиболее известный антиоксидант — витамин Е. Однако в последние 10 лет особое внимание ученых приковано к селену — микроэлементу, который содержится в мизерных количествах в пищевых продуктах. Селен называют «исполнительным директором антиоксидант-ной системы организма», поскольку он несет ответственность за связь всех ан-тиоксидантов.

Нехватка селена не может быть восполнена повышенным потреблением других антиоксидантов. То есть если селена в организме недостаточно, риск возникновения различных заболеваний существенно увеличивается. С другой стороны, доказано, что достаточное потребление селена снижает риск сердечно-сосудистых. раковых и других заболеваний.

Значение селена трудно переоценить. Это микроэлемент, оказывающий влияние на функциональную активность щитовидной и поджелудочной железы, печени, сердечно-сосудистой системы. участвующий во многих других жизненно важных процессах.

К сожалению, население большинства европейских стран не получает достаточного количества этого важного микроэлемента (норма потребления селена варьируется в пределах 55—75 мкг на человека в сутки). Россия — не исключение в этом плане. Нехватка селена наблюдается более чем у 80% россиян, что подтверждено данными Института питания РАМН и многочисленными клиническими исследованиями.

Ученые разных стран в течение последних лет предлагали различные пути решения проблемы —отдобавления селена в удобрения (Финляндия), в хлебобулочные изделия (Великобритания), в соль (Китай) до получения продуктов животноводства (яйца, мясо и молоко), обогащенных этим микроэлементом. Однако в производственном процессе предстояло преодолеть главный 6apep — плохой транспорт селена из кормов в молоко и другие продукты животноводства.

Американская компания «Оллтек» потратила более 20 лет на выяснение причин селеновой недостаточности и разработку методов восполнения этого дефицита. В результате доказано, что форма селена, добавляемого в корма последние 30 лет (селенит натрия), плохо усваивается животными и птицей, а потому селен не переходит в яйца, мясо и молоко.

После изучения форм селена в растительных кормах и продуктах питания было установлено, что органический селен, поступающий ИЗ Таких кормов, усваивается значительно эффективнее. Компания «Оллтек» разработала уникальную технологию производства дрожжей, которые доставляют в организм животных природную, легко усвояемую форму селена. Эта технология воплощена в продукте Сел-Плекс, благодаря которому производителям удалось в несколько раз увеличить содержание селена в яйце, мясе и молоке.

Я йца, обогащенные органическим селеном, сегодня можно встреттъ на прилавках магазинов и супермаркетов в таких странах, как Япония. Великобритания, США, Швеция и др. Стбят они в среднем на 15—20% дороже обычных, однако пользуются устойчивым спросом.

В России пионером в обогащении ЯИЦ органическим селеном была нижегородская птицефабрика «Сеймовская», где несколько лет назад в корма стали добавлять Сел-Плекс". Яйца поступают на рынок под торговой маркой «Молодиль-ные», содержание селена в каждом — 26—30 мкг, что составляет почти 50% суточной потребности взрослого человека в этом микроэлементе.

Сегодня более 30 российских птицефабрик производят яйца, обогащенные органическим селеном. В их числе такие гиганты, как «Свердловская», «Гла-зовская», «Аксайская» и «Ижевская» птицефабрики, «Роскар» и «ЧебаркульПтица». В России яйца с селеном в среднем на 20% дороже обычных, но спрос на них растет.

Органический селен хорошо переходит и в молоко, однако эта технология находится лишь в начале разработки. До недавнего времени такое молоко производили только в Корее.

Тем не менее племенному заводу «Лесное», который находится в Ленинградской области, удалось совершить прорыв в этом напраатении благодаря препарату Сел-Плекс". Молоко под торговой маркой «Молочное озеро», обогащенное селеном, называется «Домашнее». Планируемый объем производства такого молока —Ют в сутки (рисунок).

Сейчас это молоко с содержанием жира 2.5% фасуют в литровые емкости. В ноябре предполагается расширить ассортимент: в продажу поступит молоко жирностью 3.2 и 2.5% в литровой и полулитровой таре.

Продукция племзавода «Лесное» продастся в сетях «Перекресток». «Рамстор». «О'кей». «Находка» и других магазинах Санкт-Петербурга. Неизменный спрос на молоко «Домашнее» объясняется тем. что в каждом литре его содержится до 37 мкг селена, а это — около 60% суточной потребности человека.

Поскольку молоко пьют практически все —и дети, и взрослые, и пожилые люди, то такой способ повышения селенового статуса населения можно рассматривать как наиболее эффективный. Сегодня производство селенового молокалишь в начале пути, но нет сомнений втом. что за этой технологией — будущее, ведь здоровье людей — важнейшая задача для всех нас!



05.06.2026
В России назрела необходимость ввести на официальном уровне рекомендации по питанию. Об этом шла речь на сессии в рамках ПМЭФ-2026 «Особенности национального питания: здоровьесбережение как основа суверенитета».Участники ПМЭФ считают, что если запугать потребителя сладким и жирным, он быстро начнет худеть


Читать полностью
Загрузка...