DT 7
ДЭЙРИ СТРИМ
до трансляции
онлайн

Исследование: археологи узнали, что люди бронзового века на Кавказе ели и пили кисломолочные продукты и сыры

Источник: moya-planeta.ru
EN RU
Кухня древних обитателей Южного Кавказа в эпоху бронзы оказалась гораздо разнообразнее, чем считалось ранее. Новое исследование показывает, что в сообществах культуры Кура-Аракс, названной по двум главным рекам региона, были распространены молочные продукты, блюда с фруктовыми добавками и напитки из винограда. Результаты опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Исследование: археологи узнали, что люди бронзового века на Кавказе ели и пили кисломолочные продукты и сыры

Культура Кура-Аракс сформировалась на Южном Кавказе примерно в середине IV тысячелетия до н.э. К началу-середине III тысячелетия она стала самым распространенным культурным явлением в Юго-Западной Азии. В отличие от городских иерархических обществ Месопотамии, здесь люди жили небольшими общинами.

Чтобы восстановить пищевые привычки древних, исследователи объединили несколько методов: анализ керамики (технология, форма), изучение следов использования на посуде и биомолекулярный анализ. Всего изучили 52 керамических сосуда из поселения Карачинар в Азербайджане, датированного примерно 2800-2600 годами до н.э.

Ключевым источником данных стали органические остатки, сохранившиеся в пористых стенках керамики. Они дали надежные свидетельства приготовления и употребления:

  • продуктов из фруктов и винограда,
  • растительных масел,
  • смол хвойных деревьев,
  • молочных продуктов,
  • жиров жвачных животных.
Что ели и пили

Исследование подтвердило выдающуюся роль молочных продуктов и жиров жвачных животных в рационе. Молоко перерабатывали во «вторичные» продукты — вероятно, сыр или что-то подобное. Также нашли маркеры термической обработки — это подтверждает, что в сосудах многократно готовили пищу.

Виноградные напитки (возможно, вино) иногда ароматизировали смолами хвойных. Важно, что в обществе Кура-Аракс, которое было сравнительно неиерархическим, вино не было элитным или престижным напитком — в отличие от современной ему Месопотамии. Виноград, вероятно, собирали с диких лоз, и он был доступен локально.

Следы винограда и других фруктов нашли не только в сосудах для питья, но и в кухонных горшках и больших емкостях для хранения. Фрукты использовали для ароматизации и подслащивания блюд, а также, возможно, как «катализаторы» в сыроделии.

Ученые обнаружили следы пищи или напитка на основе проса — это может указывать на дальние связи с восточными регионами. Просо в тот период выращивали в Центральной Азии, но столь ранних и столь западных подтверждений его использования ранее не находили. Ранее в Азербайджане нашли редкую фигурку возрастом около 8000 лет.

Кроме того, впервые исследователи показали функциональное разделение типов посуды. Простая монохромная керамика чаще использовалась для готовки. А краснолощеная и чернолаковая посуда была предназначена для употребления сырых молочных продуктов и фруктовых или виноградных напитков.

05.06.2026
В России назрела необходимость ввести на официальном уровне рекомендации по питанию. Об этом шла речь на сессии в рамках ПМЭФ-2026 «Особенности национального питания: здоровьесбережение как основа суверенитета».Участники ПМЭФ считают, что если запугать потребителя сладким и жирным, он быстро начнет худеть


Читать полностью
Загрузка...